На пути архитектурного проектирования освещения - наши публикации и реклама
На пути архитектурного проектирования освещения - наши публикации и реклама
28 января 2018
Тапио Розениус со своей фирмой «Коллектив светового дизайна» хочет расширить возможности освещения искусственной среды.
Луис Диас Диас Тапио Розениус из мадридской студии освещения Lighting Design Collective.
Для Тапио Розениуса выросший в северной Финляндии недалеко от полярного круга,свет - или его отсутствие - всегда был определяющим элементом его жизни. 38-летний основатель и директор мадридского Коллектива светового дизайна (LDC),возможно, сейчас живет в Испании, но опыт Северного региона с его праздником и голодом света позволил ему встать на путь архитектурное проектирование освещения.
«В детстве зимой было очень темно, а зима длится восемь месяцев», - говорит Розениус. «Летом у нас было восемь-девять недель, когда солнце вообще не садилось».
Этот интенсивный сезонный цикл понравился Розениусу, отчасти потому, что финская культура чрезвычайно связана с природой, даже зимой, когда «вы много ловите рыбу и катаетесь на лыжах», и отчасти из-за особых свойств этого света. «Зима темная, но это не черная тьма», - говорит Розениус. «Отражение от снега и поведение дневного света, у вас чрезвычайно продолжительный восход солнца, синий момент, который длится более часа».
Исследования света и природы в значительной мере отражают результаты работы НРС, которую Розениус открыл в 2009 году, и в настоящее время в нее входят семь сотрудников и список международных консультантов. Он оставил должность сливы в качестве директора светового дизайна Мориса Бриля в Лондоне, где он был в течение многих лет. (До этого он работал в Kevan Shaw Lighting Design в Эдинбурге.) Решение переехать и начать собственный бизнес было непростым. «Морис оказал влияние на меня как на дизайнера, и я узнал, как там работает дизайнерское бюро», - говорит Розениус. Затем у него и его жены из Мадрида родился первый из двух детей. «Я был профессионально настроен, но у нас был маленький ребенок, и я взглянул на него и подумал: я не хочу, чтобы этот ребенок рос в Лондоне. Это интенсивная городская среда ».
Коллектив Luis Diaz Diaz Lighting Design создал практику, которая развивает как построенную, так и концептуальную работу.
С самого начала он понял, что его молодой фирме нужно предложить уникальную перспективу, чтобы выжить. «Я знал, что нет смысла, когда группа из одного человека начинает соревноваться с Кеваном или Морисом», - говорит он. «Это должно было быть что-то новое, это должно было быть по-другому, и это должно было честно резонировать с моим прошлым и моими навыками. С тех пор и по сей день это была большая тема: каков наш дизайн? Кто мы? Что мы делаем? Что нового мы можем принести?
Для Розениуса это означало создание практики, которая пересекает грань между искусством и опытом, и которая предлагает нечто большее, чем простое предоставление дизайна или консультации. «Мы не разрабатываем здесь, в студии, кусок, который будет доставлен куда-то издалека», - говорит он. «Мы всегда разрабатываем для контекста. Мы занимаемся проектами с очень аналитическим подходом в сочетании с чем-то, что граничит с искусством ».
Коллектив дизайна освещения Aava Isla - теоретический проект плавучего объекта, в котором будут проводиться мероприятия по глубоководному дайвингу.
Коллектив светового дизайна В оформлении стеклянного фасада в течение дня используется естественный свет, что создает игру света и тени.Коллектив светового дизайна Ночью на фасаде будет проходить запрограммированное световое шоу, вдохновленное движением стая плавающих рыб.
Розениус и НРС заслужили международное внимание в 2011 году за этот подход, когда они выиграли конкурс на создание в Хельсинки постоянной городской пьесы городского искусства под названием Silo 468. Здесь заброшенный нефтяной бункер у моря был превращен в гражданское пространство, где 1250 белых светодиодов, контролируемых программным обеспечением, текут по поверхности, как если бы они были птицами в полете.
С тех пор Розениус и команда НРС разработали все более сложные проекты, в которых искусство, свет и технологии сочетаются, создавая интерактивные среды, которые напоминают о месте их существования. Возьмите Aava Isle, концептуальный план плавучего здания, в котором будут проводиться мероприятия по глубоководному дайвингу. (Представьте себе конструкцию, выходящую в море и предназначенную для превращения дайвинга в зрелищный спорт.) Для этого теоретического проекта LDC разработала подводное освещение для дайв-шоу, а также интерактивный внешний фасад. В течение дня полностью стеклянная конструкция использовала бы дневной свет, чтобы отражать воду и «поднимать каждую мерцающую поверхность», говорит Розениус.
Коллектив светового дизайна Коллектив светового дизайна в настоящее время работает над интерактивным фасадом стадиона Qatar Foundation в Дохе, строительство которого начнется в 2016 году.Коллектив дизайна освещения На фасаде будет использоваться интерфейс освещения, в котором используется тактильная технология, позволяющая отслеживать реакцию толпы и сообщать о ней в режиме реального времени посредством изменения цвета и рисунка на поверхности фасада.Ночью на фасаде будет представлено световое шоу, построенное с использованием алгоритма, который имитирует стая плавающих рыб. Алгоритмы с открытым исходным кодом и изначально написаны для игровых технологий, но Розениус и его программисты настроили их для таких проектов, как этот. «Мы гораздо больше шеф-повара, чем фермера», - говорит он. «Мы не делали код, но мы бездельничаем, чтобы создавать новые приложения».
Коллектив Tuomas Uusheimo Lighting Design Collective (LDC) получил значительное всемирное признание за свою отмеченную наградами схему для Silo 468, заброшенного масляного бака, превращенного в постоянную художественную установку. Расположенный недалеко от моря, в районе, известном своими сильными ветрами, НРС был вдохновлен этой обстановкой и использовал сочетание естественного света, ветра и движения света на воде в качестве источника вдохновения для формулирования своей концепции освещения.Tuomas Uusheimo Интерьер Silo468 окружен 1280 белыми светодиодами 2700K, установленными в соответствии с 2 012 вырезами на поверхности (число соответствует году установки).
Розениус часто использует технологии для создания мгновенного опыта для клиентов. Для стадиона Qatar Foundation в Дохе, который планируется построить в 2016 году для чемпионата мира по футболу, Розениус спроектировал интерактивный 360-градусный внешний фасад, управляемый первым в мире интерфейсом освещения для тактильных вычислений. Технология Haptic создает тактильную обратную связь, и для проекта в Дохе она позволит регистрировать действия, происходящие на стадионе, снаружи здания через контрольную таблицу, разработанную Розениусом с учетом этой технологии. Например, во время футбольного матча цвета команды могут быть использованы на внешнем фасаде. Когда кто-то забивает гол, человек, наблюдающий за игрой на стадионе, может манипулировать управляющим столом и запускать фасад, чтобы зарегистрировать то, что только что произошло, изменив цвет фасада.
Световой дизайн Коллективные Рефлексии, это художественное произведение для школы в Финляндии недалеко от полярного круга. Световой дизайн сочетается с доступным естественным освещением и плотностью использования здания, создавая уникальные для проекта схемы освещения.
«Мы внедряем высокотехнологичную, но в то же время простую инфраструктуру», - говорит Розениус. Например, светодиодные фонари, которые составляют фасад, надежны и неизменны, но интерфейс позволяет развиваться дизайну. «Физическая структура, в которой находится свет, статична, но то, что вы делаете с этими огнями, бесконечно податливо», - говорит он. «Если им [клиенту] это надоест, то это щелчок переключателя из мадридского офиса, и у вас в руках вся эта новая палитра».
Луис Диас Диаз Исследования света и природы лежат в основе работы Коллектива светового дизайна, где Тапио Розениус (справа) и его коллеги исследуют мир природы вместе с новыми технологиями освещения и программирования.
Не всегда было ясно, что Розениус станет архитектурным дизайнером освещения. Прежде чем порезаться, работая на дизайнеров освещения в Шотландии и Англии, Розениус сначала учился в колледже, чтобы изучать фотографию. Позже он изучал искусство и науку об освещении для театра и кино. «Я бы сказал, что в глубине души меня больше привлекают подходы к освещению в театре и кино, потому что я считаю, что именно там освещение действительно используется как выразительный инструмент и [где] оно чрезвычайно сложно», - говорит он.
На сцене свет должен передать атмосферу и намерение, что Розениус пытается привнести в архитектуру. «Со светом всегда приходит информация, а когда вы освещаете в театре, вы делаете это для информации», - говорит он. «Вы предлагаете время суток, место, внутренние эмоции актера. Это может быть довольно абстрактно, но все же понятно ».
Розениус отвергает архитектурное освещение как фиксированный элемент. «Естественный свет находится в постоянном движении; оно диффузное, а затем прямое, оно меняется с планетарным выравниванием. Нет такого понятия, как статический естественный свет », - говорит он. «Так почему же мы делаем искусственное освещение для наших жилых помещений, которое полностью статично? Разве это не самая неестественная вещь, о которой вы можете подумать?
Коллектив дизайна освещения Для атриума в штаб-квартире UPM-Kymmene, финской бумажной компании, свет проецируется через пятиэтажное пространство, имитируя ощущение света, проникающего сквозь деревья.
Для атриума UPM-Kymmene, финской компании по производству целлюлозы, бумаги и древесины, Розениус пропустил свет через пятиэтажное пространство, чтобы вызвать ощущение солнечного света, проникающего сквозь лес. «Большая часть того, что мы делаем, - это изучение способов внесения части этого естественного движения света в контекст искусственной среды приемлемым образом, чтобы это не выглядело как искусственная установка», - говорит он.
Заглядывая в будущее, он надеется внедрить еще более новые подходы в освещение искусственной среды. «Я вижу все, что излучает или отражает свет, как дизайн освещения», - говорит он. «Нам нужно придумывать новые роли для света. Это [полностью] недостаточно используемый инструмент в любом контексте ».